Как функционирует АБС на машине

Как работает АБС на автомобиле, можно при торможении авто. Алгоритм ABS «Антиблокировочная тормозная система» предотвращает полное блокирование колёс, что сокращает тормозную колею и уменьшает возможность заноса.

как работает абс на автомобиле

АБС система

Многие ДТП происходят по неопытности водителей, которые в случае опасности начинают резко тормозить, пытаясь таким образом остановить автомобиль. Торможение в зимнее время года на скользких трассах имеет прямо противоположный результат – колёса машины блокируются, а машина несётся, как на лыжах, и становится неуправляемой.

как работает абс

Опытные автомобилисты знают, что в такой трудной ситуации нужно тормозить прерывисто, а новичок просто теряется в непривычных условиях. АБС помогает водителю в правильном торможении автомобиля, защищая колёса от полной блокировки. Как следствие работы данного механизма, колёса проворачиваются, минимизируя возможность выхода автомобиля в занос.

История внедрения АБС

Конструктора автомобильных компаний представили свою версию АБС ещё в ранних 70-х. В начале система функционировала на аналоговом процессоре, что делало антиблокировочный функционал дорогостоящим и неэффективным продуктом. Со временем аналоговый процессор был заменён цифровыми электронными частями.

Первым автомобилем, куда дополнительно установили алгоритм ABS в 1978 году, стал Mercedes-Benz 450 SEL. В наши дни система ABS массово ставится при серийном производстве на различные модели авто, так как зарекомендовала себя надёжным помощником всех водителей, особенно в трудных положениях на дороге.

Устройство и действие АБС

Система АБС складывается из трёх основных компонентов: основного электронного координационного блока, гидравлической части и измерителей скорости колёс. Антиблокировочная тормозная система активизируется после включения водителем зажигания и набирания определённого темпа машиной. Датчики, отслеживающие скорость, функционируют на основе электромагнитной индукции.

В редукторе силового моста встроена индукционная катушка. В ступице зафиксировано зубчатое кольцо, установленное на каждом колесе. Магнитный стержень одной из своих сторон находится вблизи зубчатого кольца, закреплённого на колесе, и передаёт импульс в электронную систему управления.

Чем больше скорость автомобиля, тем выше частота передачи сигнала. Данные обрабатываются в центральном электронном блоке, который оснащён функцией постоянной и оперативной памяти.

Для надёжности применяются две независимые системы, которые подключены по диагонали:

  • Одна задействует левое переднее колесо и правое заднее.
  • Вторая система работает симметрично и обрабатывает сигнал с переднего правого колеса и заднего левого.

При остановке работы одного контура, его подстрахует другой. Есть небольшой недостаток в неточности системы при малых темпах.

система абс

Силы трения

Различаются следующие виды трения:

  • Скольжения.
  • Покоя.
  • Качения.

Торможение в середине пути является для автомобиля ускорением со знаком минус. Если колёса не проскакивают, то участок шины, который соприкасается с дорожным полотном, находится в состоянии покоя относительно дороги. Сила, образующая ускорение, вызывается трением покоя.

Читайте также: Установка ремня ГРМ Лада Приора

Если водитель продолжает торможение, то при высокой интенсивности замедления для понижения скорости данной силы трения не хватит. При этом колёса выйдут в этап скольжения. Также при торможении на заблокированных шинах происходит сильный износ резины, который влечёт серьёзные повреждения для колеса.

Функциональная автомобильная схема АБС

Существуют различные схемы антиблокировочной тормозной системы, но наиболее распространённой для транспортных средств является схема компании Bosch.

Цифровые обозначения:

  1. Индикатор колеса.
  2. Ротор датчика колеса.
  3. Цилиндр колеса.
  4. Редуктор тормозных усилий.
  5. Основной тормозной цилиндр.
  6. Электрический гидронасос.
  7. Модулятор.
  8. Бак.
  9. Управляющий блок.
  10. Сигнализирующая лампочка.

 

для чего нужен абс
Функциональная схема АБС

Н/Р – нагнетающий и разгрузочный клапаны электромагнита.

Между основным тормозным цилиндром и цилиндрами колёс ставятся нагнетающий и разгрузочный клапаны электромагнита. Которые понижают давление в приводах колёс, либо придерживают его на одинаковом уровне.

Составляющие АБС

ABS стандартно имеет два блока: электронный и исполнительный. Электронная система выполняет функцию контроля за скоростью автомобиля. Затем подаёт это значение на модуль исполнения, который и занимается предотвращением блокировочной системы машины.

принцип работы абс на автомобиле
Схема пассивного датчика скорости

Электронная система

Электронная система АБС содержит в себе основной управляющий блок и индикаторы, стоящие на колёсах. Индикаторы колёс – основной механизм всей платформы ABS, так как они подают информацию о скорости автомобиля. Ранее на машинах ставились датчики пассивного типа, в настоящее время отдаётся предпочтение активным датчикам.

Читайте также: ДМРВ — Что за датчик и для чего нужен

Индикаторы скорости строятся из двух составляющих: устройство отслеживание располагается на неподвижном элементе, а задающий механизм находится на области ступицы, которая крутится.

Исполнительный модуль

Оказывать действие на процессы торможения машины можно вариацией давления в приводе системы торможения. По этой причине исполнительный модуль встроен в тормозной привод, к нему следуют пути, ведущие от основного тормозного цилиндра. На выходе он имеет трубопроводы, ведущие к тормозным функционалам.

Исполнительный модуль вмещает в себя:

  • гидроаккумулятор;
  • входящие и выходящие клапаны;
  • помпа обратного впуска с электродвигателем;
  • демпферная камера.

Отдельный тормозной функционал имеет свои входящие и выходящие клапаны. На замыкающий контур приходится один гидроаккумулятор и одна демпферная камера. Помпа – единственная составляющая на весь исполнительный модуль. Детали имеют соединения в виде трубопроводов.

принцип работы абс

Гидроблок

Гидравлический блок закреплён в тормозной линии непосредственно рядом с основным тормозным цилиндром, его клапаны отвечают за давление жидкости в системе тормозов. Если в колесе возникает проскальзывание, клапаны гидроблока снижают или останавливают впуск жидкости к активному тормозному цилиндру.

Гидравлический блок включает:

  • аккумулятор (ёмкость для содержания тормозной жидкости);
  • насос (имеющий ресурс обратной подачи) – отвечает за давление тормозной жидкости из гидроаккумулятора и в обратном порядке при необходимости;
  • клапаны электромагнита (входящие и выходящие) – регулируют давление в тормозных цилиндрах машины. При различных модификациях АБС количество клапанов может меняться.

Устройство и как работает абс на автомобиле видео

Алгоритмы в работе АБС

Различаются особенности функционирования каждой отдельной версии антиблокировочной тормозной системы. Работа функционала ABS заключается в постоянном контроле скорости машины и линейной скорости глади протектора. Задаются определённые параметры этих различий, и в случае, когда показания выходят за рамки установленных значений, система начинает вмешиваться в действие торможения.

При этом закрывается входящий клапан, чтобы удержать степень давления. В случае необходимости системы открывает выходящий клапан для понижения давления, а затем продолжает режим удержания. Дополнительно в некоторых версиях системы есть функция стабилизации машины в случае вращения по окружности вертикальной оси. Задача ABS состоит в сокращении тормозного пути и в потенциальной достижимости совершать манёвры при резком торможении.

Работа датчиков АБС

Тормозная система ABS включает в себя индикаторы скорости и индикаторы давления. Индикаторы скорости (вращения колёс) включают пассивные и активные составляющие. Оба элемента дают возможность получения сведений о скорости автомобиля и о степени вращения отдельных колёс. Система делает заключение, могут ли отдельные колёса иметь разный показатель сцепления с дорожным полотном, из чего может возникнуть сложная ситуация на дороге.

Пассивные индикаторы функционируют без собственного энергообеспечения в отличие от активных, которые для подпитки пользуются внешним напряжением. При этом пассивные датчики выигрывают простой конструкцией, чувствительные составляющие активных датчиков работают по принципу магниторезистивного эффекта. Недостатком активных датчиков является затруднённый замер точности их показателей.

как срабатывает абс
Схема активного датчика скорости

Секреты функционирования АБС

Основная функция данной тормозной системы – снижение тормозного пути и темпа машины, уменьшение вероятности заноса. То есть водитель получает возможность контроля торможения в случае такой необходимости. Однако, опытные водители ощущают присутствие ABS в функционале машины. При нажатии педали тормоза и активизации ABS, чувствуется лёгкий трескающийся звук и вибрация педали.

Таким образом становится очевидно, что функционал автоматически включился в работу, и блок управления осуществляет контроль за давлением в цилиндрах. Система торможения при этом действует рывками. Это способствует снижению оборотов, автомобиль не заносит и существует возможность управления машиной до полной остановки. Водителю в этом случае следует позаботиться только о направлении перемещения авто.

Другие типы АБС

Кроме современной четырёхканальной системы существуют другие виды:

  • одноканальная система;
  • двухканальная система;
  • трёхканальная система.

Одноканальная система размещена на заднем мосту и делит усилия на все четыре колеса транспортного средства.

Двухканальная система осуществляет контроль колёс попарно на каждой стороне автомобиля.

Трёхканальная система имеет индикатор на заднем мосту и по одному индикатору отдельно на передних колёсах.

Все системы имеют аналогичный алгоритм действия с разницей в количестве индикаторов скорости и установленных клапанов.

Приёмы торможения до появления АБС

Опытные водители научились справляться с машиной, чтобы не допустить скользкого заноса. Пара таких приёмов до сих пор активно используется в автоспорте:

Торможение на грани перед блокировкой

Этот приём доступен только профессионалам, способным уловить грань перед тем, как колёса могут заблокироваться. В этом варианте усилие на тормозную педаль должно тщательно контролироваться.

Прерывистое торможение

Надавливая и отпуская тормозную педаль, водитель фактически самостоятельно повторяет принцип функционирования ABS системы. При этом важно не выпускать педаль тормоза до конца, а балансировать с силой нажатия при постоянно задействованной педали.

Недостатки АБС

Бывают случаи, когда блокировка колёс всё-таки бывает необходимой, как, например, на заснеженных дорогах. Водитель в случае резкого торможения может нагрести большой шар снега. Который приведёт к быстрой остановке машины и уменьшению тормозного пути. Но в таком случае автоматическую систему невозможно отключить. Некоторые системы дают возможность ручного отключения ABS путём задавания определённых параметров дороги.

Кроме того, при наличии ABS тяжело поменять тормозную жидкость без наличия особого оборудования – сканера со считывающей программой. Данная программа при такой очистке может руководить труднодоступными плоскостями.

Также антиблокировочная тормозная сиситема не оказывает эффективного действия на дорожных полосах с неровным покрытием. Система производит антиблокировочный эффект, хотя в данном случае нужно, наоборот, наращивать нажатие колодок.

Несмотря на единичные недостатки, система ABS является отличным дополнительным механизмом к системе тормозов и способна оказать помощь водителю в трудных дорожных ситуациях. Но несмотря на всю автоматику, не стоит забывать о собственных усилиях для исключения неприятных моментов на дороге.

Оцените статью
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политика конфиденциальности.

Adblock
detector